Писание: от Марка 10:46-52
Исследуя писание
Иногда лучший путь при изучении отрывка писания — это записывать все вопросы, которые возникают во время внимательного чтения текста, даже вопросы, на которые не может быть никакого ответа, например: Что делал Иисус и ученики в Иерихоне? Насколько велика была толпа, покинувшая город вместе с ними, куда все они шли? Как получается, что мы, тысячи лет спустя, и находясь за много тысяч миль/километров от места, где происходили эти события, знаем имя и родословную того человека, который вероятней всего, был известен в Иерихоне как «слепой нищий»? Как он ослеп и какой его возраст? Почему толпа пыталась успокоить его, и что дало ему мужество кричать настойчивей ?
Почему автор Евангелия от Марка сделал заметку, что Иисус «остановился»? Были ли члены толпы, которые говорили Вартимею «не бойся» и «вставай» теми самыми, которые несколько минут назад заставляли его замолчать и утихомириться? Какие эмоции испытывал Вартимей , когда сбрасывал плащ, вскакивал, и шел (сам? с помощью?) к Иисусу? Иисус говорил Вартимею «ступай» и Вартимей «пошел вслед за ним». Это то, что Иисус имел ввиду, сказав «ступай»? Поднимал ли, сначала, Вартимей свой плащ? Как далеко он шел с Иисусом? Что, позже, случилось в его жизни? Били ли другие исцелившиеся в толпе?
Ученые предлагают интересные идеи относительно некоторых вопросов. Например, если мы внимательно изучим контекст отрывка, мы узнаем, что Иисус находится на пути к кресту. Иисус объявлял три раза, что он, как Сын Человеческий, будет страдать и будет отвержен (от Марка 8:31, 9:31, 10:33). Ученики отказывались понимать … три раза! Они, кажется, слепы к его намерениям. По обе стороны пути к кресту, две истории об Иисусе, исцеляющем слепых (ст. 8:22-26 и 10:46-52). Расположение историй об исцелении в тексте, вероятно, преднамеренное. Марк акцентирует внимание на том, что ученики видели Иисуса таким, каким он есть физически, но были слепы к тому, кем он является в действительности, и что он имел ввиду, совершая свой путь к Иерусалиму. Единственный, кто принимает Иисуса и верит в него, физически слеп!
Имя Вартимей на самом деле может быть выдумкой, так как «Bar-teymah» означает, в переводе с арамейского языка, «сын нищеты» или «нечистый сын». Другие ученые говорят, что Тимей может иметь нечто общее с выражением «сын дорогой или достойный». Здесь существует возможность, для проповедника, признать беспокойство Иисуса о бедных и инвалидах. Также существует возможность показать, как часто Иисус искал доверие и понимание, мудрость и лидерство в тех, кто считался недостойным или на «обочине», в то время как те кто «избран» часто упускали ощущение присутствия Бога в их среде.
Возможно, Марк составляет повествование, обеспечивая тесную связь исцеления слепого с днем спасения, хорошо выраженную в Исайи 29:18: «И в тот день глухие услышат слова книги, и прозрят из тьмы и мрака глаза слепых», и в Исайи 35:5-6: «Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзнутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь».
Евангелие от Марка – сообщение о наступающем Царстве Божием. Исцеления являются доказательством исполнения благой вести Божией. Ясное представление о Боге в нашей среде начинается с нашей просьбы: «Господи, чтоб мне прозреть!»
Центральные идеи
Истории об исцелениях являются одним из ощутимых выражений реальности Царства Божия. Когда Иисус исцелял, Благая Весть Божия становится заявленной и пророчество исполняется.
Иногда Истины Божия раскрывается через тех, кого считают слабым, инвалидом, или отстраненным. Бог использовал так называемого слабого этого мира, чтобы он был его посланником и показать свою силу.
Притча о Вартимее – образец для нас, как учеников и нашей конгрегации: «Господи, чтоб мне прозреть! Господи, имей милосердие ко мне и к нам! Господи, мы – слепы, чтоб нам прозреть!»
Вопросы, на которые, в ходе подготовки проповеди, выступающему предлагается ответить самому себе:
Какой персонаж из этой истории больше всего походит на вас: толпа? Вартимей? Иисус? Какие элементы вашей жизни просматриваются в том или другом персонаже?
Могут ли инвалиды входить в общество вашей общины? Как вы живете без благой вести, исключая слепых (или других лиц с ограниченными возможностями) сегодня?
Чаще всего мы слепы к нашей слепоте. Показывает ли вам Бог слабые места в вашей жизни, рассмотреть которые нужен не ослепленный взгляд? Если, да, то, что это?
Где вы видите ощутимое присутствие царствования Божьего в вашей личной жизни, вашей общине, вашем обществе?