Исследуя писание

Евангелие от Матфея 5:21-37

Наш сегодняшний отрывок из писания продолжает Нагорную Проповедь. В конце предведущего отрывка, слушатели были приглашены к тому чтобы их праведность отличалось и превосходила ту, что была у книжников и Фарисеев. Сейчас, мы подошли к двум блокам состоящим из трех этических наставлений. Фраза «Еще слышали вы», которой начинается стих 33, отмечает начало второго блока из трех наставлений. Оставшиеся два будут рассмотрены на следующей неделе.

В стихах 21-22 и 27-28 мы находим следующую повторяющуюся формулировку: «Слышали вы, что сказано было….я же говорю вам…» За каждой подобной формулировкой следует развитие учения Иисуса. В данном отрывке, оно говорит о взаимодействии между людьми. Матфей делится с нами этими примерами чтобы его слушатели могли понять, как, то, чтобы быть Христианином, отличается от того, кем они были ранее. Некоторые думают, что текст скажет – вот как мы отличаемся от церкви, которая находится через улицу от нас. Некоторые исследователи зададутся вопросом, действительно ли отличия были настолько очевидны.

То, что следует после каждого «я же говорю вам», отражает новый путь жизни, которым люди призываются жить в царстве Божием. Первый адресован к заповеди «не убий» и говорит нам что праведность требует от нас того, чтобы взглянуть что стоит за таким деянием как убийство – гнев. Он также рассматривает то, как гнев влияет на разные ситуации в отношениях между людьми. Серьезность таких ситуаций прогрессирует, следовательно, как и серьезность последствий. Гнев возникший к брату или систре ведет к «суду»; оскорбление ведет к «синедриону»; и сказать «ты дурак» (или еще хуже, нецензурное слово) угрожает «ввергнуть в ад». Вместо того, чтобы давать гневу контролировать наши отношения, мы должны сосредоточится на примирении с нашими ближними.
Второе наставление о прелюбодеянии говорит нам, что не следует даже смотреть на женщину с вожделением. Оно сопровождается суровыми высказываниями указывающими на важность и серьезность этого наставления. Это не только про какой-то совершенный поступок, это о том, какие намерения возникают в уме у человека. И снова, праведность это то что ожидается в данном случае.
Третье наставление, рассматривает то как происходил развод. После слов «но я говорю вам», нам сообщается, что развод возможен только если имело место прелюбодеяние. В то время существовало два мнения; одно подразумевало широкое разнообразие причин которые ведут к получению разрешения на развод, таких как плохие кулинарные способности женщины или болтливость. Другое мнение, позволяло развод только в случае супружеской измены, мнение это, как утверждает Матфей, было интерпретацией Иисуса. Ввиду того что только мужчина мог развестись с женщиной в той культуре, мы не найдем наставление об обратной ситуации.

Четвертое наставление говорит о использовании клятвы и снова затрагивает межличностные отношения. Сказанного человеком «да» или «нет» должно быть достаточно для нас. Мы ставим под вопрос честность друг друга если требуем клятвы. Эти этические наставления взывают к высшей праведности, к праведным отношениям.

Центральные идеи:

1. Как последователи Иисуса мы должны стремиться к тому чтобы быть праведными.
2. Во всем что мы делаем, уважение к другому должно иметь наибольшее значение. Мы должны относиться к другим словно мы видим в них скорее Бога, нежели объекты или вещи.
3. Закон важен, но что еще более важно, так это избегать вещей, которые могут повредить и разрушить наши отношения с другими.