Исследуя писание
В предложенном к сегодняшнему рассмотрению отрывке из писания Иисус завершает своё последнее главное наставление ученикам. Это завершающее наставление является последним в ряду увещеваний и притч, побуждающих к ответственному выбору и бдительности в подвижнической жизни. Автор Евангелия от Матфея и его община жили в последние десятилетия первого века (приблизительно 80 г. н.э.). Они пребывали в стрессовом и переходном состоянии. В дополнение к этому, в результате разрушения в 70 г. н.э. Иерусалима и храма, они подвергали сомнению собственное самопонимание.
Вопросы христианского послания, миссии, идентичности и образа жизни были важны. Автор этого Евангелия вдохновляет читателя жить в противостоянии установившемуся укладу и отстаивать христианские принципы. Он верил в то, что христиане были призваны к тому, чтобы быть деятельными, а также противостоять культурной модели того времени. В представлении автора Евангелия от Матфея, христианское сообщество состояло из терпимых, милосердных, и сосредоточенных на осуществлении миссии служителей. В отрывке, предложенном для рассмотрения сегодня, наглядно подчеркивается то, что должно иметь значение для христианской общины, – служение обездоленным. Иисус отождествляется с «сими меньшими».
В этом отрывке писания используются четыре основных образа: пастырь, царь, козы и овцы. Книги в Библии содержат многочисленные отсылки к образу пастыря – и буквальные, и переносные. Ранее, в Евангелия от Матфея, Иисус рассказывал притчу о заблудившейся овце и о значимости поиска одной заблудившейся овцы. Еще в одной притче в Евангелие от Иоанна, Иисус говорит о себе как о «пастыре добром», который «полагает жизнь свою за овец». Другие библейские авторы называют Иисуса «Пастырем и Блюстителем душ ваших» (1-е послание Петра 2:25), «Пастыреначальником» (1-е послание Петра 5:4) и «Пастырем овец великим» (к Евреям 13:20).
В современной ближневосточной литературе царей часто называют пастырями. Матфей идентифицирует Иисуса как еврея, чей род идет от царя Давида. В понимании Матфея слово «царь» совместимо с его мировоззрением, что Иисус – Мессия, который заслуживает поклонения. Матфей, подобно другим авторам Евангелия, использовал имя, которое Иисус сам себе дал: «Сын Человеческий» и подчеркивал царскую претензию Иисуса на титул «Мессии, Помазанника».
Авторская аллегория, в которой применены козы и овцы, хорошо резонировала с ранними христианами. Овцы и козы были наиболее распространенными прирученными животными в то время. Стада в Палестине включали в себя и овец, и коз. Владельцы держали овец ради шерсти, молока и сопутствующих продуктов: навоза, мяса, костей, рогов. Хотя козы были выносливее, но они не так ценны или желанны, как овцы. Ранние христианские слушатели отчетливо понимали, что царь, как пастырь, будет отделять более ценных овец от коз. Одной очаровательной частью этой истории является то, что Матфей пишет, что праведных (овец) и проклятых (коз) удивляет сказанное царем. Каждая группа спрашивала царя: «Когда мы видели Тебя и когда мы отказались служить Тебе?». В обоих случаях Иисус отвечал, что недостаток милосердия у них к «меньшим» было также пренебрежение им.
Конкретные действия праведников – или бездействие проклятых – это ключевые моменты в сегодняшнем отрывке (например: накормить голодного; напоить жаждущего; проявить гостеприимство; одеть). Автор этого Евангелия пишет о них четыре раза. Параллелью этому действию сострадания и служения является понимание Иисусом собственной миссии (Лука 4:18); миссия Содружества Христа.
Центральные идеи:
- Иисус – любящий пастырь, который очень заботится о своем стаде.
- Наш выбор значим. Мы призваны служить «меньшим». Акт милосердия, приведенный в этом отрывке – это наша миссия, миссия Иисуса Христа и это самое важное.
- Наша жизнь имеет смысл. Наши действия или бездействие как христианского служителя влияют на других.
- Бог присутствует в мире в виде бедных, ранимых и слабых людей.
Вопросы к рассмотрению
- Вы видите Иисуса как пастыря или как царя? Как это видение влияет на ваше собственное христианское подвижничество?
- Где и когда вы встречали Иисуса, являвшегося в виде «меньшего»?
- Ваша община сострадает, как указано в этом отрывке писания?
- Ваша община гостеприимна к незнакомцам?
- Вы когда-нибудь были удивлены во время вашей службы и служения другим?