Евангелие от Луки 13:1–9

Исследуя Писание

Отрывок состоит из двух частей. В первой части (Луки 13 : 1 – 5) Иисус убедительно заявляет о грехе, страдании и покаянии. Во второй части (Луки 13 : 6 – 9) он рассказывает о смоковнице, не приносящей плода. Что характерно для Луки, в первой части объясняется вторая.

Когда сын американского еврея раввина Гарольда Кушнера умер от болезни в раннем подростковом возрасте, то Гарольд задался одним из самых сложных вопросов : “Почему, Господь?” Позже раввин Кушнер написал книгу “Почему плохие вещи случаются с хорошими людьми?”, в которой обсуждается вопрос зла и страданий в мире перед лицом доброго и любящего Бога. Это вопрос , заданный Иисусом в стихах 1 – 5.

Из четырех Евангелий эта история упоминается только у Луки. У нас нет никаких других записей о убийстве Галилеян Пилатом или о падении Силоамской башни. Происходят ли страдания и смерть в результате стихийного бедствия или действий людей, ответ Иисуса – это и ответ на вечный вопрос : является ли страдание результатом греха.

Это сюжет Книги Иова, чьи друзья считали, что его страдания – наказание от Бога. Это тот же вопрос, который ученики задали, столкнувшись со служением исцеления и прощения грехов Иисуса : “Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?” ( Евангелие от Иоанна 9:2). Идея, что те, кто беден, болен или преследуемы каким то образом виноваты в своих обстоятельствах, имеет место и сегодня.

Но Иисус, как тот, кто без греха был беден, страдал и умер на кресте, опровергает эту идею своим учением и жизнью. Он переключает внимание слушателей на идею, позже сформулированную Петром “все согрешили и лишены славы Божией” (Римлянам 3:23) и нашу всеобщую потребность в покаянии. Греческое слово покаяние, “metanoia”, буквально означает развернуться, осуществить изменения к лучшему. Иисус призывает всех к перемене намерений, взглядов, направления. Вместо того, чтобы тратить время и силы на праведный гнев или осуждение, Иисус призывает своих последователей заглянуть в себя и измениться, начиная с каждого индивидуально.

В стихах 6 – 9 Иисус рассказывает притчу и учит, что у Бога есть возможность покаяния и прощения. Рассуждение Луки о покаянии в первой части показывает, что можно поменять направление, отвернуться от того, что мешает быть подлинным учеником, служение которого плодотворно. Покаяние дают возможность принести плоды.

В Ветхом Завете Бог часто показывает готовность отложить суд из-за человеческого заступничества. Здесь также садовник просит о смоковнице, прося Бога подождать, не принесет ли она плод. Садовник говорит о дереве : возможно ему нужно больше времени или специальный уход, который он и предлагает осуществить. Бог проявляет милосердие и соглашается. В Иисусе Христе мы находим достаточные доказательства Божьей благодати и великодушия.

В притче объясняется, что пора покаяться и принести плоды, хоть время ограниченно и лучше это сделать безотлагательно. Эта надежда, предложенная Иисусом, касается смоковницы. Чего же мы ждем?

Центральные идеи:

1.Великий пост – это время самоанализа и покаяния. Это хорошее время, чтобы сделать переоценку ценностей и изменить направление.

2.Мы можем сделать ответственный выбор, несмотря на реальность страданий в этом мире.

3.Милость Божья и наше покаяние открывают возможность принести плод в наших жизнях.

4.Все призваны, как ученики, приносящие плод.

Вопросы:

1.Случалось ли в вашей жизни, что праведный гнев и осуждение помешали тому, что важнее всего?

2.Чем я похожу на смоковницу? Приношу ли я плоды? Нужно ли мне больше времени? Или я просто занимаю место?

3.Нравиться ли мне садовник? Ходатайствую я о других? Забочусь о других? Помогаю другим последователям развивать служение?

4.Какое действие можно осуществить, что изменило бы мою жизнь или мою общину? Что нам мешает изменить направление наших мыслей и сделать это действие? Чего мы ждем?