Евангелие от Марка 4: 26-34

Исследуя Писание

Для того, чтобы осознать силу производимого притчами Иисуса впечатления, читателю двадцать первого века необходимо попасть  в эпоху Галилеи первого столетия. Иисус объединял то, что происходит повседневно с тем, что описано в Иудейских Писаниях. Он использовал притчи,  чтобы развенчать предвзятое представление  о Божьем царствовании и поставить под сомнение принятие системы силы и власти.

В сегодняшнем отрывке представлены две  притчи, в которых,  символом роста в царстве Бога является семя.  В Евангелие от Марка 4:26-29 описывается процесс образования таинственного плода в Божьем царстве. Усилия предпринимаемые крестьянином минимальны: бросить семя и наблюдать как оно растет. Царство принадлежит Богу, и только  Бог может преподнести плод, в нужное Богу время. Когда плод созревает крестьянин срезает его серпом. В книге пророка Иоиля  используются те же художественные приемы, чтобы изобразить конец времен и начало суда.

Другая притча, довольно известная, в ней говорится о горчичном зерне. Но её смысл не всегда ясно понятен в наше время.  Горчичное зерно было малым, не подающим надежду,  меньшим чем семена других растений.  Но оно превратилось в буйнорастущее, ветвистое, более крупное, чем другие растение. Оно стало сильным, упругим, рост его стало трудно контролировать. Во времена Иисуса, крестьяне высаживали его отдельно от других насаждений. В случае, если они находили его дикорастущим на своих полях, они искореняли его. 

В притче говорится о  «посеве» горчичного семени, то есть о намеренном насаждении этого дикого, неконтролируемого сорняка. Его слушателям, должно быть, было смешно.  Иисус говорил о том, что Божье царствование не направлено на то чтобы существовать отдельно от повседневной жизни.  Мы должны взращивать этот сорняк посреди нашего крошечного, облагороженного мира-и наблюдать как он поглощает его! Он становится неконтролируемым и  распространяется повсюду, этот сорняк, который многие отвергают или пытаются уничтожить.

Затем Иисус добавляет образ из Иудейских Писаний, уже известный для его слушателей. Это малое зерно вырастает в куст таких размеров, что « под его тенью могут укрыться птицы небесные.»

В книге пророка Иезекииля Ассирия представлена как огромное дерево, величественное и высокое, как кедры Ливана, возвышающееся над  всеми народами. Птицы небесные (народы мира) нашли защиту и покой в ветвях его. Бог обрезал Ассирию, оставив её разрушенной и мертвой. Подобным образом, как величественное, неодолимое дерево,  в книге пророка Даниила описан Навуходоносор из Вавилона. Все народы подчинялись ему. Бог срезал его, отрубил ветви, сбросил листву и рассыпал его плоды.

Различие очевидно. Царство Бога не надменное, величественное дерево, которое соперничает и с Богом, и с другими народами. Это сильный упругий  куст, продолжающий распространяться вне зависимости от попыток искоренить его. Ветви его размашисты и сильны, способны приютить все народы («птицы») мира, которые придут и станут частью его.  Но при этом оно смиренно.

Для тех, кто не понимает покорность и смиренность царства Бога, его всеобъемлющую природу, и его таинственный рост, эти притчи кажутся  запутанными и странными. Но Иисус дает пояснение об используемых образах только своим близким последователям лично. Тем, кто были верны и преданны Иисусу, были даны знания о грядущем царствовании Бога. Та часть учения, которая могла быть использована в качестве пагубной для него и царства, была сокрыта.

Центральные идеи.

1.Царство Бога принадлежит Богу. Бог в одиночку справляется с ростом и урожаем.

2.Царство Бога не раздельно от мира. Оно высажено посреди него.

3.Царство Бога начинается с малого, но его рост невозможно ограничить или контролировать.  Он может быть не окультурен, не популярен и неудержим.

4.Любые попытки человека сделать Божье царство великим, могучим или исказить его обречены на провал.

Вопросы к размышлению.

1.Каким образом происходило то, что  вы неверно поняли благую весть о царствовании Бога? Как вы справились с этим?

2.Где вы видели зарождение царства Бога начиная от проростков, роста или сбора урожая?

3. Каким образом мы неосознанно пытаемся держать царство Бора в отдельности оо нашей повседневной жизни и деятельности?

4. Каким образом, в последнее время, вы находились перед трудностью в высаживании семян царства?