Писание: Евангелие от Луки 3:7-15

Иоанн Креститель, первый и единственный представитель Иудеи, обративший к себе внимание иудейского общества проповедованием покаяния и вопиющий о действии в ответ на вездесущую любовь Бога. К третьему воскресенью праздника Адвент чувство радостного ожидания Эммануила продолжает возрастать, близится тот час, когда воплощение любви Бога придет, чтобы жить с нами и среди нас. Иоанн проповедует благую весть об ожидаемом Мессии  и призывает людей к жизненно-преобразующим ответным действиям.

В сегодняшнем, предлагаемом к прочтению отрывке из Евангелие, три части. В стихах 7-9 обобщаются основные моменты проповеди Иоанна: (1) призыв к покаянию распространяется на каждого; (2) не существует никаких исключений основанных на родовой принадлежности ; и (3) по нашим действиям (плодам)  можно определить глубину и суть нашего покаяния.

В следующей части (ст. 10-14) обращены к основной сути того, что Иоанн определил как «достойные плоды покаяния» (ст. 8) . Иоанн обращается к проблемам мира и справедливости первого столетия, которые с легкостью могут быть изложены на современном языке  в двадцать первом веке. Великодушие, исходящее  из сердца  посвятившего себя справедливости, не знает компромисса, и находит повсюду, и во всем практическое воплощение. Делитесь всем, что имеете с теми, кто нуждается, не будьте жадными, и будьте честны в выполнении всех ваших договорённостей с другими.

Обратите внимание на разнородность собравшихся для крещения людей, вопрошавших  Иоанна, «Что же нам делать?»(ст, 10). Несмотря на однообразие толпы, среди желающих покреститься он выделяет мытарей и воинов.  В итоге прослеживается два смысла. Покаяние и достойные плоды покаяния необходимы всем и каждому, и Мессия явится для всех.

В завершающей части отрывка говорится об особенности личности и крещении. Иоанн не Мессия, как он говорит, «идет Сильнейший меня» (ст. 16).  Идущий Христос не только сильнее, но он будет крестить «Духом Святым и огнем»(ст. 16). Иоанн продолжает сопоставлять эти образы с общедоступными представлениями аграрного общества и всем хорошо известными процессами возделывания земли. Во время жатвы, главная задача -сохранение зерна, предоставляется возможность ветру отделить солому, которая в конечном счете сжигается.

Общий характер тона в данном тексте соединяет в себе предупреждение, и по всей видимости жесткую критику наряду с наставлениями, ожиданиями и радости полной надежды. Иоанн указывает на нечто, выходящее за рамки привычной жизненной среды, следовании букве закона. Он указывает на более глубокое понимание крещения, которое преображает души и  порождает новый способ бытия, проявление которого берут начало во внутреннем изменении.  Автор Евангелия от Луки, равно как и призыв Иоанна, ясно выражает осознание, что Мессианское послание благой вести, скорее является  посланием социальной справедливости, восстановления, цельности, чем религиозной церемонией, ритуалом, или традицией.

Призыв Иоанна к покаянию способствует следующему традициям празднования Адвента предстать перед Богом в ходе подготовки к обретению Христа младенца. Это приглашение к тому, чтобы свет Бога проявился на том древе, что нуждается в «секире… при корне» (ст.9). Затем нам предоставлена возможность заменить  несправедливость, жадность  мнимую религиозность на окрещенное сердце, душой трансформированной Святым Духом и очищенную огнем неугасимого желания участвовать  в вопросах человеческой ситуации.Вместо того, чтобы обличать своих слушателей, Иоанн призывал их в полной мере воплотить действенную любовь Бога, которая снизошла в мир, чтобы пребывать с нами, воплотившись в жизни Иисуса, того, кто является Мессией.

Центральные идеи

1.Безграничная любовь Бога и постоянное присутствие, является основанием для наполняющего радостью отклика и трансформации жизни.

2. Покаяние преображает наше восприятие мира и выражается в совершении ответственного выбора, праведной жизни, и отстаивания справедливости.

3. Внимайте присутствию Бога и приготовьте себя к «тому, кто идет» рефлексируя и наполняя сердце надеждой.

Вопросы к размышлению

1. Каким образом, покаяние и обращение к озаряющему присутствию Бога, становится путем радости?

2. Как мы можем вдохновить друг друга на милосердие и радость, а также «жизнь в простоте»?

3. Как, на ваш взгляд, Бог призывает вас и вашу общину принять участи в привнесении справедливости в наш мир?

4.Каким образом надежды, таящиеся в вашем сердце, наполняют вашу жизнь и душу по мере того, как мы восходим к Вифлиему во время празднования Адвента, в ожидании грядущего Месиии?