Евангелие от Иоанна 2 : 1 – 11

Исследуя Писание

Свадьба состоялась в третий день недели, согласно сложившейся традиции того времени. Свадьбы длились семь дней. Празднование после церемонии включало в себя употребление большого количества пищи и вина и сопровождалось песнями и танцами. Отметьте, что вино в шести водоносах было израсходовано (а их емкость составляла от 75 до 115 литров) и понадобилось дополнительно от 450 до 680 литров! Поскольку брачная церемония была на третий день свадьбы, и оставалось еще четыре дня, важно не количество вина, а неподготовленность хозяина. Семья жениха явно не предусмотрела, сколько вина нужно для большого количества гостей.

Местоположение Канны Галилейской спорно, но раскопки в тех местах могут многое рассказать о жизни евреев в то время – большие каменные емкости располагались преимущественно во дворах домов состоятельных людей. Вероятно, это была свадьба богатых людей, и возможно это были родственники Марии и Иисуса. Мария показана внимательной к тому, как проходит свадьба!

Интересны также другие детали. Хоть мы и не можем ответить, но сам вопрос нас интригует: почему Иоанн не называет Марию по имени (он называет ее “матерью Иисуса”)? Почему Иисус обратился к Марии “жено”, а не “мать”? Был ли Иисус раздражен тем, что Мария хотела втянуть его в то, что он считал не их делом? И если даже он был раздражен, почему решил откликнуться на призыв матери? Почему Иоанн хотел показать нам ситуацию, что распорядитель не знал, по какой причине хорошее вино подали после, а слуги знали об этом?

Есть еще один момент. Рассмотрите следующие возможности, поскольку мы пристальнее взглянем на Евангелие от Иоанна в целом. Семь признаков изложены в первых двенадцати главах Евангелия от Иоанна; семь признаков того, что Иисус – это Слово, ставшее плотью. Свадьба в Кане – первый из этих признаков.

Какой урок можно извлечь из того, что мы должны быть готовы или из того, как Бог помогает нам, когда мы не готовы? Может ли Иоанн метафорически говорить о Иисусе, как о “женихе”, приглашающем нас на банкет, который символизирует Царство Божье? Зная, что Евангелие от Иоанна было написано спустя определенное время после смерти и воскресения Иисуса, можно ли отнести упоминание о хорошем вине к таинству Вечери Господней? Является ли Иисус “хорошим вином”? Может ли его ответ Марии “еще не пришел час мой” (стих 4) относиться к распятию и воскресению, которые должны были последовать? Может ли место стиха “в третий день” говорить о воскресении? Ссылка на понимание слугами ситуации, в то время как распорядитель свадьбы ничего не знал, означает ли то, что только истинные слуги и последователи Иисуса будут обладать ясным пониманием истины? Если здесь ссылка на ситуацию с Моисеем, когда воды Нила превратились в кровь, чтобы израильтяне освободились из плена?

Мы не можем знать наверняка, но богословы и ученые предоставляют ценную информацию о месте знамения в Кане в общей литературной структуре Евангелия от Иоанна. Если мы фокусируемся на вине или на споре о том, превратил ли Иисус воду в вино буквально или метафорически, мы рискуем упустить ценность данного рассказа, которая заключается в том, что Бог настолько возлюбил мир, что отдал “сына своего единородного” (Евангелие от Иоанна 3 : 16).

Центральные идеи

1.Впервые божественность Иисуса проявляется во время священного завета в момент проведения свадьбы – когда есть праздник, радость и изобилие.

2.Хоть “час” еще не пришел, объявлено о приближении чего-то значительного, новой эпохи. Это воистину день инаугурации!

3.Господь посредством своих силы и славы преподнес нам дар, хоть мы и не понимаем причин этого.

Вопросы

1.Каково значение первого знамения божественности Иисуса на свадьбе? Какую мысль хотел передать автор Евангелия?

2.Почему приход Иисуса в вашу жизнь стал праздником для вас? Когда и как вы были “наполнены до краев” и вам был дан щедрый дар?

3.Каким образом радость, присутствующая в этой истории, подразумевает радость о воскресении Иисуса в конце Евангелия?