Евангелие от Луки 6:17–26

Исследуя писание

В стихах 12-16, которые находятся до предложенного для рассмотрения отрывка, мы читаем о восхождении Иисуса на гору для молитвы и по его призыву за ним следуют 12 учеников, имена которых названы в Писании. В нашем отрывке Иисус сходит с горы на «ровное место» (ст. 17) или равнину. С ним были его ученики и много людей, которые пришли из разных мест, некоторые преодолели большие расстояния. Иисус имел очевидное усиление своей репутации привлекая так много заинтересованных людей. Они пришли ради двух целей: услышать Иисуса и исцелится с его помощью. Стихи 18 и 19 показывают, что их надежда на исцеление была исполнена. Не только немногие, а все были исцелены.

Те, кто пришел услышать тоже были не разочарованы. Двадцатый стих начинается с проповеди Иисуса на равнине. Это событие имеет параллели с Нагорной проповедью, описанной в Матфея с 5 по 7 главы, к которой чаще всего обращаются. Хотя в обоих версиях есть общие темы, и что-то из нашего отрывка имеет параллели с Матфея, в последних стихах есть важные различия. В 20 стихе Иисус произносит: «Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие». Существенная разница между версиями Луки и Матфея, в английском варианте, состоит в том, что у Матфея слово «нищим» дополнено словом «духом» (в русском, же, варианте эта разница нивелирована — выражение «нищие духом» содержится и у Матфея и у Луки). Некоторые комментаторы видят в этом размывание непосредственного и провокативного провозглашения блаженными неимущих.

Два следующих заявления (ст. 21) относятся к голодающим и плачущим. Это мощные примеры послания Иисуса об изменениях. Здесь Иисус обещает, что голодные будут сыты, а плачущие будут смеяться. Это похоже на его слова «последние станут первыми» (Матфея 20:16). Понимание Царства Божьего, где главные станут слугами и слуги главными. Стих 22 продолжается в таком же тоне со слов, что те, кого ненавидят и не принимают возрадуются и возвеселятся.

Стихи 24-26 поддерживают эту модель изменения, которая обещает горе тем, кто обладает богатством и властью, так как они увидят времена, когда все это будет у них отобрано.

Подобные заявления Иисуса особенно возмутительны для тех, кто выигрывает от такого статуса-кво. Но здесь Иисус описывает Царство Божие, а не земной уклад. Он несет благую весть нищим (смотреть от Луки 4:18). Он говорит всем, кто является жертвой властной системы общества, что пути Божьи настанут и те, кто угнетал других, больше не смогут делать это.

Слова Иисуса о благословении обращены ко всем людям. Но только самые немощные из немощных усматривают в его словах надежду. Когда Иисус учит всех, он дает понять, что Бог не позволит никому угнетать других. В этом смысле, Бог становится на сторону нищих, голодных и угнетенных. Говорится, что общества, включая религиозные институты, будут судится по тому, как они относились к самым малым среди них. Богатство не имеет никакой силы пока им не делятся. Те, кто накапливает для себя – потеряют; то, что у них было, будет отнято. Эта мысль также важна сегодня, как и во дни Иисуса. Мы призваны щедро делиться тем, что имеем с другими. Это самое важное, что Бог хочет от нас.

Центральные идеи:

Служение Иисуса нацелено на учение и исцеление.

Царство Божье предлагает благословение всем, кто находится за пределами властной системы общества.

Те, кто черпают гордость из места и положение будут усмирены.

В наши дни последователи Иисуса призваны щедро делиться тем, что имеют с теми, кто в этом нуждается.