Четвертое воскресение Великого поста

Евангелие от Луки 15:1–3, 11–32

Исследуя писание

В 15-ой главе Евангелия от Луки содержится три истории о чем-то, что было потеряно и затем найдено (овца, ст. 4-7; драхма ст. – 8-10 и сын ст. 11-32).  Фарисеи и книжники жаловались, что сборщики налогов и грешницы приходили послушать Иисуса и он ел вместе с ними. На их взгляд это были не те люди, с которыми следует ассоциировать Иисуса. В качестве демонстрации, что все призваны Иисус делился притчей о расточительном сыне.

Эта история о человеке, который теряет своего сына, и позже сын возвращается домой. Этот младший сын попросил отца дать ему его наследство. В те времена, старший сын наследовал большую часть богатства; другие братья получали оставшиеся доли — скудное наследство. Отец согласился с просьбой своего сына и затем этот сын расточил свои деньги в далекой стране.

Когда у него закончились деньги он впал в отчаяние и пошел пасти свиней. Еврейский закон запрещал людям прикасаться к свиньям, но он настолько отчаялся, что пошел на эту работу. Тут он начал замечать последствия своего поведения и решил вернуться домой, возможно даже в качестве слуги своему отцу, где жизнь будет лучше.

Мы видим насколько радушно отец принимает и приветствует своего сына дома. Когда отец увидел сына «побежав, пал ему на шею и целовал его» (ст. 20); он принес лучшую одежду «и одел его, и дал перстень на руку его и обувь на ноги» (ст. 22); он заколол откормленного теленка. Отец сказал «ибо этот сын мой пропадал и нашелся» (ст. 24) и они начали праздновать! Действия отца противоречили еврейским традициям и обычаям того времени, но так как он сильно любил своего сына, он сделал все, что возможно, чтоб вернуть сына домой. Его сын плохо поступал (включая растрату своего наследства) и по обычаям был нечист (пас свиней), но отец трогал его (делая себя нечистым) и не обходился с ним как со слугой.

Центральная тема этой истории – все призваны. Когда потерянные находятся и возвращаются домой, мы должны радушно принять их. Мы должны бороться с культурными нормами, которые подвергают людей изгнанию. Поступки отца учат нас тому, что Божья любовь и благодать изобилует, безотносительно нашей греховности. Бог всегда призывает нас.

Эта притча является примером того, как все устроено в Царстве Божьем. Это перевернутое царство с земной точки зрения, где милосердие безгранично и всегда присутствует благодать. Такой образ жизни в царстве был бы истинным поводом для радости среди последователей Христа, которые чувствуют себя изолированными и находящимися за пределами культурных норм. И сегодня для многих это остается причиной для празднования. Потерявшиеся, нашедшиеся, ликуйте!

Центральные идеи:

Все люди значимы.

Боритесь с культурными нормами, которые подвергают людей изгнанию.

Будьте радушными в принятии других.

Ликуйте, когда вы нашли потерявшегося.

Вопросы для размышления:

Знаете ли вы тех, кто потерялся и нуждается в возвращении домой?

Какие из существующих культурных норм нам нужно преодолевать? Какие из них создают препятствия для ощущения себя призванным?

В чем способы вашей общины могут быть радушны и смелы, как мы показываем людям их призвание?

Кем вы находите себя в этой истории о потерявшемся сыне, отцом или старшим сыном? Что вы чувствуете, находясь в этой роли?